Открытый урок по чтению в 5 классе
Автор разработки: Тулинова Любовь Николаевна, учитель высшей категории
Место работы: ГКОУ РО «Тацинская школа-интернат»
Тема урока: И. А. Крылов «Ворона и Лисица»
(Басня)
Цель урока: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица».
Задачи урока:
- совершенствовать навыки выразительного чтения и умения работать с текстом;
- пополнить словарь учащихся новыми словами и выражениями;
- развивать умение находить в басне главные слова, делать выводы;
- развивать мышление на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
- воспитывать положительные нравственные и морально -этические качества личности путём сравнительной характеристики персонажей басни (разъяснить основную мысль басни - «что лесть гнусна, вредна», осудить лесть и честолюбие).
Методы: словесный, наглядный, практический
Оборудование урока: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басне «Ворона и Лисица», мультимедийный центр, презентация, макет ели, костюмы лисы и вороны, иллюстрации к басням, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой учащихся.
Учитель. Начнём урок словами «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело, только мука». А я вам желаю сегодня согласия, понимания и дружной работы на уроке.
II. Повторение изученного.
Учитель. Ребята, вспомните, из какого произведения взяты строки, которыми я начала урок? (Басня И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»).
А с какими баснями вы ещё познакомились в 4 классе? («Стрекоза и Муравей», «Трудолюбивый Медведь»).
Посмотрите на иллюстрации к басням Крылова и определите: кто герои его басен.
(Это животные, рыбы, птицы, насекомые).
А кого он изображал под видом животных? (Он изображал людей).
А теперь выберите иллюстрации к басням, которые вам знакомы.
( «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак», «Трудолюбивый Медведь»).
III. Работа по теме урока.
- Знакомство с биографическими сведениями об И. А. Крылове.
Учитель. Сегодня на уроке мы побываем в гостях у дедушки Крылова (слайд 1).
Крылов – великий русский поэт-баснописец. Послушайте биографические сведения об этом замечательном человеке, которые вам расскажут ваши одноклассники.
Ученик 1. Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Мать его была простая женщина, «без всякого образования, но умная от природы». Мальчику было десять лет, когда умер его отец. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств существования.
Ученик 2. Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию земского суда. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он баснями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными выражениями.
Ученик 3. В 1885году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 его басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.
Ученик 4. Басни Крылова не стареют. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Басни Крылова широко известны не только у нас, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков (слайд 2).
Учитель. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Послушайте и посмотрите, что об этом сказал великий русский писатель Н. В. Гоголь.
(Высказывание Н.В. Гоголя о Крылове).
(слайд 3).
Уже много раз на уроке мы употребили слово «басня». Давайте определим значение слова «басня». (Басня-это краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ).
2. Знакомство с басней «Ворона и Лисица»
Учитель: Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе и людях. Ребята, сейчас вы познакомитесь с новым произведением великого баснописца. А о какой басне мы будем говорить на этом уроке, вы узнаете, разгадав загадки (слайд 5,6).
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Карр! Карр! Карр!»
Посмотрите – те, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Учитель: Кто же главные герои басни? Она называется «Ворона и Лисица»
(слайд 7).
Учитель. Какие качества приписывает народ вороне и лисице? Какая лиса?
(Хитрая, умная, обманщица)
- Какой называет народ ворону?
(Глупой)
- А еще народ называет ворону вещуньей, предсказательницей, которая предсказывает обычно плохое.
А теперь посмотрим инсценировку басни Крылова «Ворона и Лисица» в исполнении учащихся нашего класса.
Понравилась вам басня? Чем она вам понравилась? Как обыграли её наши одноклассники? Все ли слова в басне вам были понятны?
А теперь вы самостоятельно прочитайте текст басни на листочках и подчеркните карандашом непонятные вам слова.
- Словарная работа: (слайд 8,9).
А сейчас, ребята, прервёмся на минуточку и вместе с героями басен выйдем на лужайку и проведём физминутку.
- Физминутка. (слайд 10).
5. Беседа по содержанию басни (по ходу беседы выборочное чтение).
Вопросы и задания.
В каких словах басни заключен ее главный смысл? Найдите эти слова и прочитайте.
От чего они предостерегают? (От лести и льстецов).
Как вы понимаете слово лесть?
(Лесть - это лицемерное, угодливое восхваление).
А где лесть, там и ложь.
Назовите главных героев басни.
(Опишите, какова ворона по своему внешнему виду?) (Ворона - крупная птица. Голова, крылья, хвост у вороны чёрные, остальное оперение грязно — серое. Клюв - длинный и толстый). Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (слайд 11).
А что говорила о Вороне Лиса? (Читаются соответствующие строки басни).
Какой у вороны голос? (Хриплый, неприятный).
А что говорила о голосе Вороны Лиса? (выборочное чтение).
Для чего Лиса так расхваливает Ворону? ( Для того, чтобы «добиться расположения», понравиться ей. Если это удастся, то Ворона скорее выполнит просьбу Лисы — «запоёт». А Лисе только это и нужно).
Вот такое преувеличенное или ложное восхваление кого - либо, чьих - либо качеств или действий с целью извлечь из этого выгоду, называют лестью.
Да, Лисица хитрила, когда расхваливала Ворону (говорила неправду, чтобы извлечь выгоду), когда упрашивала её спеть.
Как вы думаете, для чего всё это она делала? (ответ дети находят в тексте).
Удалось ли Лисе обмануть Ворону? Докажите это словами из текста.
А почему Лисе удалось обмануть Ворону?
( Ворона была недогадливой, несообразительной, легковерной, глупой, честолюбивой, стремящейся к славе, почестям. Она так обрадовалась словам Лисицы, что у неё « с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье сперло»).
- Нашла ли лесть Лисицы «уголок в сердце Вороны»?
(Да, нашла).
- Работа в группах.
1 группа выбирает карточки со словами, характеризующими Лису.
2 группа выбирает карточки со словами, характеризующими Ворону.
Проверка (слайд 12, 13).
7. Выводы и заключения.
Что высмеивает в басне И.А.Крылов? (выслушать ответы детей).
Автор высмеивает глупых, легковерных людей, которые любят лесть.
Лисе удалось обмануть Ворону не только потому, что Лиса умела хитрить и льстить, но и потому, что Ворона была глупой, недогадливой, легковерной.
Чему учит эта басня?
(Эта басня учит не доверять льстецам, не верить их льстивым, хвалебным речам.)
(слайд 14).
Если вы встретите людей, которые льстят ради своей личной выгоды, кого из героев они вам напомнят?
(Лисицу).
Какую сказку напоминает эта басня? (Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница»)
Что общего в них? (Осуждается честолюбие. И Ворона, и Лягушка пострадали из-за своего стремления к почестям, славе, из-за любви к похвалам).
- А среди вас есть льстецы?
(Да, есть).
- Приведите похожий случай из жизни вашего класса.
Ученики приводят пример.
Можно ли басню Крылова «Ворона и Лисица» считать современной, хотя она написана очень давно»?
IV.Закрепление.
Чтение басни по ролям.
Учитель: Сколько человек нам необходимо выбрать, чтобы прочитать басню по ролям? Попробуйте интонацией изобразить хитрую лисицу. (Дети читают басню по ролям сначала в парах на местах, затем у доски.)
- Работа с крылатыми выражениями.
Учитель. Ранее ребята сказали, что Крылов обогатил русскую речь крылатыми, остроумными выражениями. Какие же выражения мы можем назвать крылатыми в этой басне? (слайд 15).
Учитель. Вот и подошёл к концу наш урок, но с творчеством Крылова вы будете продолжать знакомиться в школе. И его произведения будут помогать вам в жизни, будут учить хорошему, подсказывать, как нужно поступить в том или ином случае. Ведь вы не хотите быть похожими на Ворону и Лисицу?
А на кого из героев басен вы хотели бы быть похожими? (На Муравья).
Полезным ли для вас оказался урок? Чем? ( Урок подсказал нам, что нельзя быть глупыми и доверчивыми, как Ворона и льстивыми, как Лиса).
Если вы считаете, что вы для себя что-то взяли и сможете применить это в жизни, то возьмите красный прямоугольник.
Если вы для себя ничего не взяли и считаете, что эта басня вас ничему не научила, то возьмите зелёный прямоугольник.
V. Рефлексия.(слайд 16).
VI. Задание на дом по выбору. (слайд 17).
Выразительное чтение.
Чтение по ролям.
Заучивание наизусть.
VII. Итог урока и аргументированные оценки.
С какой басней И. Крылова вы сегодня познакомились?
Понравилась вам эта басня?
Какие же пороки любил пощипать Крылов?