Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Вернуться к обычному виду

ГКОУ РО "Тацинская специальная школа-интернат"

Среда, 13.12.2017, 02:42

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | 4 класс Юдина Т.В. | Регистрация | Вход | Включить версию для слабовидящих

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ростовской области

«Тацинская специальная школа – интернат»

План-конспект открытого урока по чтению в 4 классе.

Тема: Е.Пермяк «Для чего руки нужны?» Выразительное чтение, работа по содержанию.

Учитель: Юдина Татьяна Васильевна

2015-2016  уч.год

Скачать план-конспект

Скачать презентацию

Чтение.

Тема. Е.  Пермяк «Для  чего  руки  нужны?»  Выразительное  чтение,  работа  по  содержанию.

Цели: *  совершенствование  навыков  чтения,  показ  учащимся  значения  трудовой  деятельности  в  жизни  человека  на  примере  рассказа  Е.  Пермяка  «Для  чего  руки  нужны?»;

*развитие  связной  устной  речи  учащихся  на  основе  анализа  текста  произведения,  развитие  интонационной  стороны  речи,  обогащение  словарного  запаса  учащихся;

*воспитание  уважительного  отношения  к  людям    труда,  желания  трудиться,  умения  сотрудничать  и  сопереживать.

Оборудование,  наглядность:

*компьютер,

*интерактивная  доска,

*презентация  к  уроку,

*учебник  «Чтение»  для  4  класса  специальных  (коррекционных)  образовательных  учреждений  8  вида.  Авторы:  З. Н. Смирнова,  Г.М.Гусева.

*слова  для  словарной  работы  на  доске,

*тексты  загадок  для  каждого  ученика  на  полосках  бумаги,

*тексты  пословиц  на  полосках  бумаги  для  работы  в  парах,

*портрет  писателя

*шаблоны  собственных  ладошек  детей  из  цветного  картона  зеленого,  желтого,  красного  цветов  для  рефлексии.

 

Ход  урока.

IОрганизационный  момент.

*Психологический  настрой  детей.

Учитель: «Доброе  утро,  гости  дорогие!  Здравствуйте,  ребята!  Как  хорошо,  что  мы  сегодня  снова  с  вами  вместе!Давайте  начнем  наш  урок  с  улыбки.  Улыбнитесь  нашим  гостям,  мне  и  друг  другу.  И  с  хорошим  настроением  начнем  наш  урок.  Впереди  у  нас  много  интересной  работы.  И  я  вам  желаю  успехов  на  уроке,  быть  внимательными,  активными,  находчивыми,  а  главное,  трудолюбивыми.  Покажите  всем  на  что  способны,  как  умеете  работать  и  что  знаете.

II. Логопедическая  разминка.

*Чистоговорка.  (Обратить  внимание  на  интонацию.)

Учитель:  «А  чтобы  наша  речь  в  ответах  и  при  чтении  звучала  красиво,  правильно,  давайте  поупражняемся  и  повторим  за  мной  чистоговорку,  чисто  и  отчетливо  проговаривая  все  звуки.

( Слайд  1 ).

*Ка-ка-ка – мне  нужна  сейчас  мука.

*Ги-ги-ги – испекли  мы  пироги.

*Ке-ке-ке – все  вокруг  у  нас  в  муке!

Га-га-га – хочешь,  Галя, пирога?

III. Повторение  изученного  материала.  Проверка  домашнего  задания.

Учитель: «Пироги – это,  конечно,  здорово!  Мы  бы  тоже  не  отказались  от  пирога.  Правда,  ребята?

- А  кто  из  вас  знает,  кто  печет  пироги,  Делает  торты,  пирожные?  ( Кондитер.)

- Из  какого  стихотворения  мы  узнали  о  людях  различных  профессий?  ( Из  стихотворения  « Школа»).

- Кто  автор? (А.Тетивкин.)

- О  чем  это  стихотворение? (О  труде,  о  строительстве  школы,  о  людях  труда.)

- Назовите  профессии,которые  упоминаются  в  стихотворении?  (Инженер,  землемер,  каменщик,  кровельщик,  столяр,  маляр,  плотник,  слесарь,  монтер,  шофер,  дорожный  мастер,  садовод.)

- Как  много  людей  разных  профессий  потрудились,  чтобы  построить  одну  школу!

- Чем  занимаются  и  какую  пользу  приносят  люди  этих  профессий  мы  уже  говорили  на  прошлом  уроке  чтения.

- А  сейчас  отгадайте,  о  каких  профессиях  идет  речь  в  загадках,  которые  предложат  вам  ребята.

( Чтение  детьми  загадок,  заранее  напечатанных  учителем  на  полосках  бумаги.)

*Слайды  2-12.

*Ходит  в  белом  колпаке,

  С  поварешкою  в  руке.

  Он  готовит  нам  обед:

  Кашу,  щи  и  винегрет.

                            (Повар.)

*Разгребает  снег  лопатой,

Подметает  двор  метлой.

Догадались  ли,  ребята,

Кто  следит  за  чистотой?  (Дворник.)   

*Он  журнал  принес  и  эту

   Интересную  газету,

  Телеграмму  и  письмо.

  Вы  не  знаете  его?    (Почтальон.)

*Может  делать  он  буфеты,

  Стулья,  тумбы,  табуреты.

  В  стружках  весь  его  верстак

   Вот  работать  надо  как!         (Столяр.)

*Быстро  сделает  прическу

  Феном,  щеткой  и  расческой.

  Все  в  руках  его  горит-

  Он  изменит  внешний  вид.  (Парикмахер.)

*Человек,  работающий  в  шахте…  (Шахтер.)

*Рабочий,  работающий  на  погрузке  и  выгрузке.  (Грузчик.)*Специалист  по  выпечке  хлеба.  (Пекарь.)

*Мастер,  который  чинит  часы.  (Часовщик.)

*Рабочий,  который  сваривает  трубы.  (Сварщик.)

*Мастер  по  шитью  и  починке  обуви.  (Сапожник.)

- А  какой  профессии  хотел  бы  научиться  ты?  Что  ты  знаешь  о  ней?  Расскажи.  (Ответы  детей.)

- На  свете  огромное  количество  профессий,  ребята.  Когда  вы  станете  взрослыми,  то  сможете  сами  себе  выбрать  занятие  по  душе.  А  сейчас  вы  должны  учиться,  хорошо  учиться.  Учеба – это  тоже  труд,  труд  большой,  нелегкий  и  очень  непростой.

IV.Введение  в  тему  урока.

Учитель:  «Чтобы  перейти  к  изучению  новой  темы  я  загадаю  вам  загадки  вот  об  этих  предметах.

Слайд  13.  (Утюг,  топор,  дрель,  рубанок.)

- Назовите  эти  предметы.

- Какой  предмет  лишний,  почему?  (Утюг.)

- Топор,  дрель,  рубанок-инструменты,  которые  используются  людьми  разных  профессий.  Утюг  для  людей  некоторых  профессий  тоже  является  рабочим  инструментом.  Н – р:  для  портного,  прачки  и  др.

*Отгадывание  детьми  загадок.

- Кланяется,  кланяется,

  Придет  домой – растянется.  (Топор.)

- У  конька,  у  горбунка

  Деревянные  бока.

  У  него  из – под  копыт

Стружка  белая  бежит.  (Рубанок.)

- То  назад,  то  вперед

  Ходит,  бродит  пароход.

  Остановишь – горе.

  Продырявишь  море.  (Утюг.)

- Если  видишь – я  кружусь,

  Это  значит – я  тружусь.  (Дрель.)

На  интерактивной  доске  появляется  слайд  14 – слова – отгадки  с  выделенной  начальной  буквой:

*Топор.

*Рубанок.

*Утюг.

*Дрель.

- Посмотрите  на  первую  букву  каждого  слова  и  прочитайте,  какое  слово  получилось?  (Труд.)

- Как  вы  думаете,  почему  именно  это  слово  я  составила?  (На  уроках  чтения  мы  сейчас  работаем  по  разделу  «Труд  и  трудолюбие».)

V.Сообщение  темы  урока.

- Сегодня  на  уроке  мы  познакомимся  еще  с  одним  рассказом  из  этого  раздела.  Называется  он…

- Давайте  прочитаем  все  вместе  название  рассказа.

(Для  чего  руки  нужны?)

VI.Постановка  проблемы.

- А  как  бы  вы  ответили  на  этот  вопрос,  для  чего  руки  нужны?  (Ответы  детей.)

- Подумайте  еще  над  этим  вопросом  до  конца  урока,  а  пока  послушайте,  как  на  этот  вопрос  ответил  герой  рассказа – мальчик  Петя.

VII.Работа  над  новым  материалом.

1)Чтение  рассказа  сильным  подготовленным  учеником.

  -  Понравился  вам  рассказ?

- Кто  главные  герои  рассказа?

- А  кто  автор  рассказа,  кто  написал  рассказ?  Прочитаем  все  вместе.

*Слайд  15.  Портрет  Е. Пермяка.

2)Рассказ  учителя  «Из  биографии  Е.Пермяка».

- Евгений  Андреевич   Пермяк  родился  в  г.  Перми  31октября1902года.  Он  так  любил  свой  город,  что  своей  настоящей  фамилии  предпочел  псевдоним – Пермяк.  Маленький  Женя  рано  остался  без  отца.  Он  умер,  когда  мальчику  было  три  года.  Воспитывали  его  мама,  бабушка,  тети.  Когда  Женя  подрос,  пошел  в  школу.  В  старших  классах  он  освоил  пять  ремесел (профессий) – научился  столярному,  слесарному,  сапожному,  кузнечному,  токарному  делу.  Немного  позже  он  увлекся  еще  одним  делом – начал  писать  рассказы  о  труде,  о  людях  труда.  Много  рассказов  написал  для  детей.  «Для  чего  руки  нужны?»  Е.Пермяка  и  является  одним  из  таких  рассказов  для  детей.

- И  сейчас  мы  продолжим  работу  по  этому  рассказу.  Научимся  правильно  и  выразительно  читать,  соблюдая  знаки  препинания,  будем  работать  по  содержанию  рассказа  и  узнаем  много  интересного  и  познавательного.  Но  сначала  поработаем  со  словами  из  текста,  трудными  для  чтения  или  непонятными  по  смыслу.

3)Словарная  работа.

  • Слайд  16.
  • Дру – зья – ми.
  • Раз – го – ва – ри – ва – ли.
  • Спро – сил.
  • Пе – тя.
  • Пе - -тень –ка.
  • О – бо  всех  дру – гих  су – дил.

VIII.Физминутка.

           *- Вы,  наверное,  устали?

              Ну,  тогда  все  дружно  встали.

              Ножками  потопали.

              Ручками  похлопали.

              Покружились – повертелись

              И  за  парты  все  уселись.

              Глазки  крепко  закрываем.

              Дружно  до  пяти  считаем:  1,  2,  3.  4,  5.

              Открываем,  поморгаем

               И  работать  продолжаем.

IX.Продолжение  работы  по  тексту  рассказа.

     4)Чтение  рассказа  «цепочкой»  более  слабыми  учащимися

(Багриев  А.,  Левшин  В.  читают  текст  рассказа,  напечатанный  заранее  учителем  на  листах  крупным  шрифтом  и  слова  поделены  на  слоги.  Пудров  работает  с  пазлами  из  букв).

*Ответы  на  вопросы:

- О  чем  спросил  дедушка  внука?

- Как  ответил  внук  на  вопрос  дедушки?

- Почему  он  так  отвечал?  (Петя  был  еще  маленьким,  он  многое  не  знал  и  судил  обо  всех  руках  людей  по  своим  маленьким  и  неумелым  еще  рукам.)

*Слайд  17.  (Дедушка  с  Петей  сидят  и  беседуют.)

- Посмотрите  на  иллюстрацию  и  скажите,  почему  у  дедушки  встревоженное  лицо,  чем  он  так  взволнован?  (Он  испугался,  что  его  внук – лентяй.)

- Почему  дедушка  задавал  один  и  тот  же  вопрос  внуку  еще  и  еще?

- Что  он  хотел  услышать  от  внука?  (Что  руки  даны  человеку,  чтобы  трудиться,  о  роли  труда  в  жизни  каждого  человека).

- А  у  Пети  на  картинке,  какое  выражение  лица?  (Задумчивое).

- Над  чем  задумался  Петя?  (Он  понял  наконец,  что  руки  нужны  не  только  для  игры,  но  и  для  чего – то  большего,  нужного,  что  руки  нужны  для  труда.)

5) Чтение  по  ролям.

- Прочитайте  еще  раз  последние  три  предложения.

- Как  вы  их  понимаете?

- В  каком  из  них  содержится  очень  важная  мысль?

- Обратите  внимание,  как  автор  называет  руки  человека,  которые  трудятся.  (Трудовые,  рабочие  руки.)                         

- А  что  еще  рассказал  нам  автор  о  трудовых,  рабочих  руках?  Прочитайте.       

- Как  вы  понимаете  эти  слова?  (Все,  что  нас  окружает:  дома,  постройки,  мебель  и  многое  другое  сделано  руками  человека.  Руками  человека  создаются  большие  машины,  станки,  выращивается  хлеб,  строятся  космические  корабли  и  другое.)        

X.Работа  учащихся  в  парах.

- О  труде  и  рабочих  руках  народ  придумал  много  пословиц  и  поговорок.  (Составление  учащимися  пословиц  и  поговорок  из  двух  половинок.  Пословицы  напечатаны  на  полосках  бумаги  и  разрезаны .  Учащиеся  составляют  их,  читают  и  объясняют  смысл  пословиц.)

XI.Рефлексивно – оценочный  этап.

- О  чем  же  мы  сегодня  говорили,  о  чем  узнали?  (Без  труда  человек  не  сможет  прожить,  о  трудовых  рабочих  руках,  о  важности  наших  рук,  что  руки  создают  все,  что  нас  окружает.)

- Как  можно  сказать  о  таких  руках,  какие  они?  Давайте  выберем  подходящие  слова,  какими  бывают  руки.

Слайд  18.

*Трудовые.

*Умелые.

*Золотые.

*Ленивые.

*Рабочие.

- Какое  слово  вы  бы  убрали  из  списка  этих  слов?  (Ленивые.)

- А  какими  еще  бывают  руки?  (Сильными,  быстрыми,  ловкими,  ласковыми.)

- А  могут  ли  руки  делать  недобрые,  нехорошие  дела?  (Дерутся,  ленятся,  ломают  игрушки,  рвут  книги  и  т.  п.)

- А  ваши  руки  такие?  (Нет.)

- Конечно  же  ваши  руки  не  такие.  Ваши  руки  очень  добрые  и  умелые.

-  И  закончить  наш  урок  хочется  словами  С.Баруздина:

«А  руки,  брат,  великий  клад!

  Для  дел  даются  руки!»

- А  теперь  пришло  время  оценить  свою  работу.  У  вас  на  партах  лежат  ваши  ладошки  разного  цвета:  зеленого,  желтого  и  красного.  Давайте  оценим  свою  работу  на  уроке  с  помощью  этих  ладошек.  Если  ты  считаешь,  что  хорошо  работал  на  уроке:  правильно  и  выразительно  читал,  отвечал  на  вопросы  учителя,то  выбери  ладошку  зеленого  цвета.  Если  тебе  на  уроке  все  понравилось,  но  были  трудности,  не  все  получалось  так,  как  хотелось  и  ты  считаешь,  что  тебе  надо  еще  поработать,  то  выбери  ладошку  желтого  цвета.  А,  если  тебе  все  было  трудно  и  непонятно,  выбери  ладошку  красного  цвета.

XII.Итог  урока.

- Что  нового  открыли  для  себя  сегодня?  Какое  открытие  для  себя  сегодня  сделали?  (Руки  даны  человеку…)

- Молодцы,  ребята!  Сегодня  вы  показали  хорошие  знания  по  чтению  и  очень  порадовали  меня!

Всем  за  урок  спасибо!

                                  Чтение.                                                        4класс.

                               Самоанализ  урока.

Тема.  Е.Пермяк  «Для  чего  руки  нужны?»  Выразительное  чтение,  работа  по  содержанию.

В  4 классе  по  списку  12  учащихся.  По  системе  Воронковой В.В.  класс  делится  на  3  группы.  К  1  группе  я  не  отнесла  ни  одного  учащегося.  Ко  2  группе  троих  детей:  ПолупановаН.,  ПудровуГ.,  ДудкинаВ.  3уровень – Чумаков А.,  Дворин В.,  Чувилова О.,  Левшин В.,  Шило И.  И  4  уровень – Андрейчиков В.,  Белецкая К.,  Пудров В.,  Багриев А.  Из  12  учащихся  у  11  наблюдается  недоразвитие  речи.  У  5  из  них  тяжелой  формы.  Речь  некоторых  детей  невозможно  понять.

        Данный  урок  входит  в  состав  уроков  раздела  «Труд  и  трудолюбие».  Это  предпоследний  урок  в  этом  разделе.

 

         Вид  урока:  урок  изучения  нового  материала  и  повторения  ранее  изученного.   По  структуре  урок  комбинированный.

        Цели  урока:   *    со вершенствование  навыков  чтения,  показ учащимся  значения  трудовой  деятельности  в  жизни  человека  на  примере  рассказа  Е.  Пермяка  «Для  чего  руки  нужны?»;

*развитие  связной  устной  речи  учащихся  на  основе  анализа  текста  произведения,  развитие  интонационной  стороны  речи,  обогащение  словарного  запаса  учащихся;

*воспитание  уважительного  отношения  к  людям  разных  профессий,  к  трудовым  рабочим  рукам,  желания  трудиться,  умения  сотрудничать  и  сопереживать,  мотивации  к  учению.

        Оборудование,  наглядность: 

*компьютерная  презентация,

*интерактивная  доска,

*учебник  «Чтение»  для  4  класса  специальных  (коррекционных)  образовательных  учреждений  VIII  вида.  Авторы:  З.Н.Смирнова,  Г.М.Гусева,

*Тексты  загадок  на  полосках  бумаги  для  каждого  ученика

*тексты  пословиц  на  полосках  бумаги  для  работы  в  парах,

*портрет  писателя,

*шаблоны   собственных    ладошек  зеленого,  желтого  и  красного  цветов  для  рефлексии.

       При  планировании  урока  мною  были  учтены  индивидуальные  возможности  детей.

В  начале  урока  дети  обменялись  улыбками  с  гостями,  учителем  и  с  друг  дружкой,  учитель  пожелал  детям  успехов  в  работе,  что  позволило  установить  контакт  с  детьми.

        Для  активизации  внимания,  развития  фонетической  и  интонационной  сторон  речи  проведена  логопедическая  разминка – хоровое  проговаривание  чистоговорки.        Для  проверки  домашнего  задания  и  повторения  ранее  изученного  материала  использовала  самостоятельное  чтение  и  отгадывание  детьми  загадок  о  различных  профессиях,  беседу  по  прочитанному  дома  стихотворению,  что  способствовало  включению  обучающихся  в  активную  деятельность  на  уроке,  обогащению  словарного  запаса,  расширению  кругозора  учащихся.

         Для  раскрытия  материала  урока  мною  были  выбраны  словесные  методы  совместной  деятельности  с  классом,  что  позволило  обучающимся  находиться  в  активном  рабочем,  но  не  напряженном  состоянии,  что,  безусловно,  отразилось  на  результатах  урока.  Также  на  уроке применялись следующие  методы  обучения:  наглядный,  частично – поисковый  (дети  отвечали  на  вопрос,  который  заключается  в  названии  рассказа.)

         На  протяжении  всего  урока  использовалась  презентация,  что  способствовало  лучшему  восприятию  материала,   кроме  того,  активизировала  и  сохраняла  внимание  учащихся  на  протяжении  всего  урока,  развивала  познавательный  интерес,  способствовала  быстрому  включению  детей  в  работу.

         На  уроке  применялись  элементы  следующих  современных  технологий:  информационной  технологии  (презентация) – делает  процесс  обучения  более  ярким,  понятным  и  доступным;  тестовой  технологии  (найдите  лишнее) – воспитывает  у  учащихся  собранность,  внимание;  здоровье  - сберегающей  технологии – четкая  дозировка  учебной  нагрузки,  смена  видов  деятельности.

         Виды  речевой  деятельности  на  уроке  разнообразны:  хоровое  проговаривание,  слушание,  чтение,  диалог.

Задания  рассчитаны  на  учащихся,  имеющих  средний  уровень  развития.

         За  счет   чередования  видов  деятельности  на  уроке  была  исключена  возможность  перегрузки.  Работа  на  уроке  не  являлась  монотонной  и  однообразной.

        Время,  отведенное  на  каждый  этап  урока,  распределено  рационально.

         Учащиеся  показали  свою  активность,  работоспособность  на  уроке.         В  ходе  занятия  я  старалась  в  равной  степени  работать  со  всеми  учениками:  поощряла  за  хорошую  работу,   поддерживала  слабых  учеников,  делала  небольшие  подсказки,  давала  в  ходе  урока  необходимые  пояснения,  старалась  работу  организовать  так,   чтобы  каждый  ученик  смог  показать  свои  способности,  проявить  себя.

          В  течение  всего  урока  осуществлялся  контроль  знаний,  умений  и  навыков  обучающихся.  Детям  была  дана  возможность  самостоятельно  оценить  свою  работу  на  уроке.  В  конце  урока  была  проведена  рефлексия,  подведены  итоги  урока.

          Руководствуясь  вышеизложенной  информацией,  считаю  цели  урока  достигнутыми.

Меню сайта

Нравится ли Вам учиться в Тацинской школе-интернате?
Всего ответов: 9

Календарь

Поиск

Яндекс.Метрика