Вторник, 19.03.2024, 09:41
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Тацинская специальная школа – интернат» План-конспект открытого урока по чтению в 4 классе. Тема: Е.Пермяк «Для чего руки нужны?» Выразительное чтение, работа по содержанию. Учитель: Юдина Татьяна Васильевна 2015-2016 уч.год
Чтение. Тема. Е. Пермяк «Для чего руки нужны?» Выразительное чтение, работа по содержанию. Цели: * совершенствование навыков чтения, показ учащимся значения трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны?»; *развитие связной устной речи учащихся на основе анализа текста произведения, развитие интонационной стороны речи, обогащение словарного запаса учащихся; *воспитание уважительного отношения к людям труда, желания трудиться, умения сотрудничать и сопереживать. Оборудование, наглядность: *компьютер, *интерактивная доска, *презентация к уроку, *учебник «Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Авторы: З. Н. Смирнова, Г.М.Гусева. *слова для словарной работы на доске, *тексты загадок для каждого ученика на полосках бумаги, *тексты пословиц на полосках бумаги для работы в парах, *портрет писателя *шаблоны собственных ладошек детей из цветного картона зеленого, желтого, красного цветов для рефлексии.
Ход урока. IОрганизационный момент. *Психологический настрой детей. Учитель: «Доброе утро, гости дорогие! Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что мы сегодня снова с вами вместе!Давайте начнем наш урок с улыбки. Улыбнитесь нашим гостям, мне и друг другу. И с хорошим настроением начнем наш урок. Впереди у нас много интересной работы. И я вам желаю успехов на уроке, быть внимательными, активными, находчивыми, а главное, трудолюбивыми. Покажите всем на что способны, как умеете работать и что знаете. II. Логопедическая разминка. *Чистоговорка. (Обратить внимание на интонацию.) Учитель: «А чтобы наша речь в ответах и при чтении звучала красиво, правильно, давайте поупражняемся и повторим за мной чистоговорку, чисто и отчетливо проговаривая все звуки. ( Слайд 1 ). *Ка-ка-ка – мне нужна сейчас мука. *Ги-ги-ги – испекли мы пироги. *Ке-ке-ке – все вокруг у нас в муке! Га-га-га – хочешь, Галя, пирога? III. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания. Учитель: «Пироги – это, конечно, здорово! Мы бы тоже не отказались от пирога. Правда, ребята? - А кто из вас знает, кто печет пироги, Делает торты, пирожные? ( Кондитер.) - Из какого стихотворения мы узнали о людях различных профессий? ( Из стихотворения « Школа»). - Кто автор? (А.Тетивкин.) - О чем это стихотворение? (О труде, о строительстве школы, о людях труда.) - Назовите профессии,которые упоминаются в стихотворении? (Инженер, землемер, каменщик, кровельщик, столяр, маляр, плотник, слесарь, монтер, шофер, дорожный мастер, садовод.) - Как много людей разных профессий потрудились, чтобы построить одну школу! - Чем занимаются и какую пользу приносят люди этих профессий мы уже говорили на прошлом уроке чтения. - А сейчас отгадайте, о каких профессиях идет речь в загадках, которые предложат вам ребята. ( Чтение детьми загадок, заранее напечатанных учителем на полосках бумаги.) *Слайды 2-12. *Ходит в белом колпаке, С поварешкою в руке. Он готовит нам обед: Кашу, щи и винегрет. (Повар.) *Разгребает снег лопатой, Подметает двор метлой. Догадались ли, ребята, Кто следит за чистотой? (Дворник.) *Он журнал принес и эту Интересную газету, Телеграмму и письмо. Вы не знаете его? (Почтальон.) *Может делать он буфеты, Стулья, тумбы, табуреты. В стружках весь его верстак Вот работать надо как! (Столяр.) *Быстро сделает прическу Феном, щеткой и расческой. Все в руках его горит- Он изменит внешний вид. (Парикмахер.) *Человек, работающий в шахте… (Шахтер.) *Рабочий, работающий на погрузке и выгрузке. (Грузчик.)*Специалист по выпечке хлеба. (Пекарь.) *Мастер, который чинит часы. (Часовщик.) *Рабочий, который сваривает трубы. (Сварщик.) *Мастер по шитью и починке обуви. (Сапожник.) - А какой профессии хотел бы научиться ты? Что ты знаешь о ней? Расскажи. (Ответы детей.) - На свете огромное количество профессий, ребята. Когда вы станете взрослыми, то сможете сами себе выбрать занятие по душе. А сейчас вы должны учиться, хорошо учиться. Учеба – это тоже труд, труд большой, нелегкий и очень непростой. IV.Введение в тему урока. Учитель: «Чтобы перейти к изучению новой темы я загадаю вам загадки вот об этих предметах. Слайд 13. (Утюг, топор, дрель, рубанок.) - Назовите эти предметы. - Какой предмет лишний, почему? (Утюг.) - Топор, дрель, рубанок-инструменты, которые используются людьми разных профессий. Утюг для людей некоторых профессий тоже является рабочим инструментом. Н – р: для портного, прачки и др. *Отгадывание детьми загадок. - Кланяется, кланяется, Придет домой – растянется. (Топор.) - У конька, у горбунка Деревянные бока. У него из – под копыт Стружка белая бежит. (Рубанок.) - То назад, то вперед Ходит, бродит пароход. Остановишь – горе. Продырявишь море. (Утюг.) - Если видишь – я кружусь, Это значит – я тружусь. (Дрель.) На интерактивной доске появляется слайд 14 – слова – отгадки с выделенной начальной буквой: *Топор. *Рубанок. *Утюг. *Дрель. - Посмотрите на первую букву каждого слова и прочитайте, какое слово получилось? (Труд.) - Как вы думаете, почему именно это слово я составила? (На уроках чтения мы сейчас работаем по разделу «Труд и трудолюбие».) V.Сообщение темы урока. - Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним рассказом из этого раздела. Называется он… - Давайте прочитаем все вместе название рассказа. (Для чего руки нужны?) VI.Постановка проблемы. - А как бы вы ответили на этот вопрос, для чего руки нужны? (Ответы детей.) - Подумайте еще над этим вопросом до конца урока, а пока послушайте, как на этот вопрос ответил герой рассказа – мальчик Петя. VII.Работа над новым материалом. 1)Чтение рассказа сильным подготовленным учеником. - Понравился вам рассказ? - Кто главные герои рассказа? - А кто автор рассказа, кто написал рассказ? Прочитаем все вместе. *Слайд 15. Портрет Е. Пермяка. 2)Рассказ учителя «Из биографии Е.Пермяка». - Евгений Андреевич Пермяк родился в г. Перми 31октября1902года. Он так любил свой город, что своей настоящей фамилии предпочел псевдоним – Пермяк. Маленький Женя рано остался без отца. Он умер, когда мальчику было три года. Воспитывали его мама, бабушка, тети. Когда Женя подрос, пошел в школу. В старших классах он освоил пять ремесел (профессий) – научился столярному, слесарному, сапожному, кузнечному, токарному делу. Немного позже он увлекся еще одним делом – начал писать рассказы о труде, о людях труда. Много рассказов написал для детей. «Для чего руки нужны?» Е.Пермяка и является одним из таких рассказов для детей. - И сейчас мы продолжим работу по этому рассказу. Научимся правильно и выразительно читать, соблюдая знаки препинания, будем работать по содержанию рассказа и узнаем много интересного и познавательного. Но сначала поработаем со словами из текста, трудными для чтения или непонятными по смыслу. 3)Словарная работа.
VIII.Физминутка. *- Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали. Ручками похлопали. Покружились – повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем. Дружно до пяти считаем: 1, 2, 3. 4, 5. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. IX.Продолжение работы по тексту рассказа. 4)Чтение рассказа «цепочкой» более слабыми учащимися (Багриев А., Левшин В. читают текст рассказа, напечатанный заранее учителем на листах крупным шрифтом и слова поделены на слоги. Пудров работает с пазлами из букв). *Ответы на вопросы: - О чем спросил дедушка внука? - Как ответил внук на вопрос дедушки? - Почему он так отвечал? (Петя был еще маленьким, он многое не знал и судил обо всех руках людей по своим маленьким и неумелым еще рукам.) *Слайд 17. (Дедушка с Петей сидят и беседуют.) - Посмотрите на иллюстрацию и скажите, почему у дедушки встревоженное лицо, чем он так взволнован? (Он испугался, что его внук – лентяй.) - Почему дедушка задавал один и тот же вопрос внуку еще и еще? - Что он хотел услышать от внука? (Что руки даны человеку, чтобы трудиться, о роли труда в жизни каждого человека). - А у Пети на картинке, какое выражение лица? (Задумчивое). - Над чем задумался Петя? (Он понял наконец, что руки нужны не только для игры, но и для чего – то большего, нужного, что руки нужны для труда.) 5) Чтение по ролям. - Прочитайте еще раз последние три предложения. - Как вы их понимаете? - В каком из них содержится очень важная мысль? - Обратите внимание, как автор называет руки человека, которые трудятся. (Трудовые, рабочие руки.) - А что еще рассказал нам автор о трудовых, рабочих руках? Прочитайте. - Как вы понимаете эти слова? (Все, что нас окружает: дома, постройки, мебель и многое другое сделано руками человека. Руками человека создаются большие машины, станки, выращивается хлеб, строятся космические корабли и другое.) X.Работа учащихся в парах. - О труде и рабочих руках народ придумал много пословиц и поговорок. (Составление учащимися пословиц и поговорок из двух половинок. Пословицы напечатаны на полосках бумаги и разрезаны . Учащиеся составляют их, читают и объясняют смысл пословиц.) XI.Рефлексивно – оценочный этап. - О чем же мы сегодня говорили, о чем узнали? (Без труда человек не сможет прожить, о трудовых рабочих руках, о важности наших рук, что руки создают все, что нас окружает.) - Как можно сказать о таких руках, какие они? Давайте выберем подходящие слова, какими бывают руки. Слайд 18. *Трудовые. *Умелые. *Золотые. *Ленивые. *Рабочие. - Какое слово вы бы убрали из списка этих слов? (Ленивые.) - А какими еще бывают руки? (Сильными, быстрыми, ловкими, ласковыми.) - А могут ли руки делать недобрые, нехорошие дела? (Дерутся, ленятся, ломают игрушки, рвут книги и т. п.) - А ваши руки такие? (Нет.) - Конечно же ваши руки не такие. Ваши руки очень добрые и умелые. - И закончить наш урок хочется словами С.Баруздина: «А руки, брат, великий клад! Для дел даются руки!» - А теперь пришло время оценить свою работу. У вас на партах лежат ваши ладошки разного цвета: зеленого, желтого и красного. Давайте оценим свою работу на уроке с помощью этих ладошек. Если ты считаешь, что хорошо работал на уроке: правильно и выразительно читал, отвечал на вопросы учителя,то выбери ладошку зеленого цвета. Если тебе на уроке все понравилось, но были трудности, не все получалось так, как хотелось и ты считаешь, что тебе надо еще поработать, то выбери ладошку желтого цвета. А, если тебе все было трудно и непонятно, выбери ладошку красного цвета. XII.Итог урока. - Что нового открыли для себя сегодня? Какое открытие для себя сегодня сделали? (Руки даны человеку…) - Молодцы, ребята! Сегодня вы показали хорошие знания по чтению и очень порадовали меня! Всем за урок спасибо! Чтение. 4класс. Самоанализ урока. Тема. Е.Пермяк «Для чего руки нужны?» Выразительное чтение, работа по содержанию. В 4 классе по списку 12 учащихся. По системе Воронковой В.В. класс делится на 3 группы. К 1 группе я не отнесла ни одного учащегося. Ко 2 группе троих детей: ПолупановаН., ПудровуГ., ДудкинаВ. 3уровень – Чумаков А., Дворин В., Чувилова О., Левшин В., Шило И. И 4 уровень – Андрейчиков В., Белецкая К., Пудров В., Багриев А. Из 12 учащихся у 11 наблюдается недоразвитие речи. У 5 из них тяжелой формы. Речь некоторых детей невозможно понять. Данный урок входит в состав уроков раздела «Труд и трудолюбие». Это предпоследний урок в этом разделе.
Вид урока: урок изучения нового материала и повторения ранее изученного. По структуре урок комбинированный. Цели урока: * со вершенствование навыков чтения, показ учащимся значения трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны?»; *развитие связной устной речи учащихся на основе анализа текста произведения, развитие интонационной стороны речи, обогащение словарного запаса учащихся; *воспитание уважительного отношения к людям разных профессий, к трудовым рабочим рукам, желания трудиться, умения сотрудничать и сопереживать, мотивации к учению. Оборудование, наглядность: *компьютерная презентация, *интерактивная доска, *учебник «Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева, *Тексты загадок на полосках бумаги для каждого ученика *тексты пословиц на полосках бумаги для работы в парах, *портрет писателя, *шаблоны собственных ладошек зеленого, желтого и красного цветов для рефлексии. При планировании урока мною были учтены индивидуальные возможности детей. В начале урока дети обменялись улыбками с гостями, учителем и с друг дружкой, учитель пожелал детям успехов в работе, что позволило установить контакт с детьми. Для активизации внимания, развития фонетической и интонационной сторон речи проведена логопедическая разминка – хоровое проговаривание чистоговорки. Для проверки домашнего задания и повторения ранее изученного материала использовала самостоятельное чтение и отгадывание детьми загадок о различных профессиях, беседу по прочитанному дома стихотворению, что способствовало включению обучающихся в активную деятельность на уроке, обогащению словарного запаса, расширению кругозора учащихся. Для раскрытия материала урока мною были выбраны словесные методы совместной деятельности с классом, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока. Также на уроке применялись следующие методы обучения: наглядный, частично – поисковый (дети отвечали на вопрос, который заключается в названии рассказа.) На протяжении всего урока использовалась презентация, что способствовало лучшему восприятию материала, кроме того, активизировала и сохраняла внимание учащихся на протяжении всего урока, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению детей в работу. На уроке применялись элементы следующих современных технологий: информационной технологии (презентация) – делает процесс обучения более ярким, понятным и доступным; тестовой технологии (найдите лишнее) – воспитывает у учащихся собранность, внимание; здоровье - сберегающей технологии – четкая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности. Виды речевой деятельности на уроке разнообразны: хоровое проговаривание, слушание, чтение, диалог. Задания рассчитаны на учащихся, имеющих средний уровень развития. За счет чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной. Время, отведенное на каждый этап урока, распределено рационально. Учащиеся показали свою активность, работоспособность на уроке. В ходе занятия я старалась в равной степени работать со всеми учениками: поощряла за хорошую работу, поддерживала слабых учеников, делала небольшие подсказки, давала в ходе урока необходимые пояснения, старалась работу организовать так, чтобы каждый ученик смог показать свои способности, проявить себя. В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Детям была дана возможность самостоятельно оценить свою работу на уроке. В конце урока была проведена рефлексия, подведены итоги урока. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели урока достигнутыми. |
Меню сайтаПоискБыстрые ссылки |